Serious Sam VR: цена эксклюзивности

Не успели утихнуть бурные страсти после анонса Serious Sam VR вместо ожидаемого многими фанатами на волне хайпа Serious Sam 4, как разразился новый небольшой мини-скандал с вовлечением Croteam и производителем очков виртуальной реальности, компанией Oculus.
Точкой преткновения стала одна из наиболее обсуждаемых и спорных ситуаций в индустрии виртуальных развлечений, когда некоторые разработчики под давлением или обещаниями неких дивидендов крупных производителей делают свои проекты эксклюзивными для какой-либо одной платформы VR. Масла в огонь недавно подлил один из сотрудников Croteam, левел- и гейм-дизайнер Марио Котлар, который ранее 13 июня заявил в топике на Reddit, что Oculus VR якобы предлагали хорватской команде «туеву кучу денег», чтобы взамен Croteam выпустили Serious Sam VR: The Last Hope эксклюзивно для Oculus Rift в обход владельцев HTC Vive. Сам топик был изначально посвящён новости о том, что игра Giant Cop, изначально анонсированная для HTC Vive, теперь неожиданно стала временным эксклюзивом для Rift, вызвав море негодования в VR-сообществе.
«Было непросто, но мы отказались от «туевой кучи» денег, поскольку мы уверены, что по-настоящему хорошие игры будут продаваться сами по себе и в любом случае принесут прибыль,» — написал Котлар. «А ещё мы также ненавидим эксклюзивы, как и вы.»
Разработчик отказался комментировать, какую именно сумму производитель предложил компании, но настоял на том, что это были действительно большие деньги.
Случаи подобных эксклюзивных сделок оказываются нередкими, но тем не менее несостоятельными и крайне непопулярными в PC-ориентированном сообществе VR. Компания Oculus работала с большим количеством разработчиков под брендом «Oculus Studios», чтобы создать несколько полноценных эксклюзивов для Rift. Из недавних примеров таких проектов — The Climb от Crytek и Edge of Nowhere от Insomniac Games. В свою очередь Valve и HTC, однако, заняли эксклюзивно-свободную позицию по отношению к HTC Vive, позволив разработчиками выпускать любые игры без привязки к определённой платформе, что вызвало ещё большее давление на Oculus.

Марио Котлар

Но история с Serious Sam VR не завершилась, а получила продолжение. Представители Oculus в последующем комментарии по поводу «попытки подкупа Croteam на предмет создания эксклюзива» открестились от всяческих обвинений, заявив, что они вовсе не заставляли Croteam отказываться от поддержки разработки своей игры для других устройств.

В официальном заявлении компании говорится:

Мы регулярно предлагаем разработчикам финансовую поддержку, чтобы помочь им на ранних стадиях разработки новых игр для ускорения хода работы или увеличения размеров проектов. В некоторых случаях мы предоставляем финансовую помощь в обмен на первоначальный выпуск игр для Oculus Store, ожидая, что потом они появятся и на других платформах. В случае с Croteam, мы никогда не просили их останавливать разработку своей игры для других платформ, и мы надеемся, что Serious Sam станет удачным дополнением в общую экосистему VR.

Очень важно тщательно прочитать обе части этого заявления. В первой половине определённо говорится о том, что разработчики, согласившиеся сделать свои игры временными эксклюзивами, позднее могут перенести их на другие платформы виртуальной реальности. Во второй половине отмечено, что Oculus никогда не просили Croteam сворачивать разработку на остальные VR-устройства. Другими словами, да, Oculus сделала студии предложение временной эксклюзивности, но никогда не запрещала останавливать работу над версией для Vive, что сделало бы Serious Sam VR полным эксклюзивом.
После разгоревшейся драмы, на Реддите отписался и технический директор Croteam Ален Ладавац, который подкорректировал высказывание своего сотрудника:

Окей, Марио, ты тут повеселился, а теперь поговорим серьёзно.
Я хотел бы прояснить некоторые неточные сведения о наших отношениях с Oculus. Oculus действительно сделали нам предложение финансовой помощи для доработки Serious Sam VR в обмен на то, чтобы мы сначала выпустили игру в магазине Oculus и какое-то время держали её временным эксклюзивом для этой платформы. Они предлагали нам помочь ускорить разработку игры для того, чтобы в конце концов она поддерживала все существующие PC-версии устройств виртуальной реальности. Мы рассмотрели это предложение и решили, что оно нам не подходит. Но Oculus ни при каких условиях не просили нас или обсуждали с нами полную эксклюзивность проекта или его денежный «выкуп» в обмен на игнорирование Vive. Мы планируем поддерживать и Rift, и Vive одновременно.

Похоже, высказывание молодого Марио Котлара было не совсем точным или преувеличенным, вызвав некоторую волну критики в адрес Oculus, хотя по сути разработчик не написал откровенной лжи. Oculus действительно предлагал Croteam финансовую помощь в обмен на временную эксклюзивность и первоначальный дебют Serious Sam VR в Oculus Store с последующей свободой, но Croteam отвергли данное предложение и деньги. Что самое забавное — оригинальный комментарий с заявлением Котлара просто испарился из ветки обсуждения, вероятно во избежание продолжения горячих споров и попытки не портить отношения с Oculus.
Характерно, что позднее на предмет эксклюзивности VR-игры и платформ высказался Гейб Ньюэлл из компании Valve, которая является партнером конкурирующей с Oculus HTC. Глава Valve заявил, что производитель выступает обеими руками за открытость платформ и разработки для них, для того, чтобы выстроить здоровую систему VR. Так, в отличие от Oculus, которая запрещает владельцам своих очков запускать приложения, не приобретённые через магазин Oculus Store, и даже выпустила обновление, препятствующее запускать экcклюзивы Rift на устройствах Vive, HTC ратует за открытость своей платформы и позволяет разработчикам публиковать свои игры и приложения где и как угодно.
По материалам сайта uploadvr.com